Когда
я в 1833 году был в Париже, мой друг, молодой парижанин, повел
меня на выставку картин. Одна из них чрезвычайно поразила нас.
Там запечатлен был момент из июльских дней, эпизод исторический,
возвышенный и прекрасный. Мой провожатый описал мне его в
нескольких словах.
В дни Июльской революции, а именно в блистательный день победы,
когда каждый дом был крепостью, каждое окно— бойницей,
штурмовали Тюильри. В рядах осаждающих сражались даже женщины и
дети; они ворвались в парадные покои и залы дворца. Оборванный
подросток храбро дрался рядом со взрослыми и пал, насмерть
израненный штыками. Случилось это в тронной
зале, и истекающего кровью оборвыша уложили на французский трон,
перевязали бархатом его раны; пурпур королевского престола
обагрился кровью.
Этот момент и изобразил на своей картине художник — бледное,
просветленное лицо мальчика, устремленный ввысь взор,
оцепеневшее тело. Обнаженная грудь, убогое платье и роскошный
пурпурный бархат производили сильное впечатление.
Быть может, этому мальчику еще в колыбели предсказали: «Ты
умрешь на французском престоле!» Быть может, материнское сердце
грезило тогда о снежных укреплениях под Бриенном и о том, другом
мальчике, что стал потом императором Франции? Быть может, мать
мечтала о такой же судьбе для своего сына? Но никогда
французские короли так глубоко не волновали наши сердца, как
этот умирающий мальчик в лохмотьях и царственном пурпуре.
Прошло несколько дней с тех пор, как мы видели эту картину,
настали июльские торжества. Предстояло восстановление
Наполеоновской статуи, одно народное увеселение должно было
сменять другое; но первый день торжеств был посвящен памяти
павших. В городе были воздвигнуты алтари, задернутые траурным
крепом и убранные трехцветными лентами и знаменами. На улицах
звучали хоралы, на домах развевались траурные полотнища и флаги.
Один такой алтарь воздвигли на маленьком кладбище подле Лувра;
прохожим здесь вручали букетики из желтых иммортелей, повитые
черным крепом,— их возлагали на могилы. Около одной могилы на
коленях стояла какая-то старушка с бледным выразительным лицом.
- Это его бабушка! — зашептали рядом со мной два француза, с
молчаливым уважением глядя на старушку.
Они ушли, потом и она поднялась с колен, а мне никак было не
отвести от нее взгляда. У меня из головы не шло, что старушка и
есть бабушка того самого мальчика. После я спросил одного из
друзей, который тоже видел картину и сам участвовал в июльских
боях, где же погребено тело мальчика.
- На площади у Лувра! — ответил он, и моя догадка превратилась
в уверенность. Вечером я вновь отправился на кладбище.
Нескончаемый людской поток двигался в удивительном молчании. На
каждой могиле теплился голубой огонек лампадки. Глубокая тишина
брала за душу. Я возложил букет на могилу, сохранив на память
один цветок. Он напоминает
мне о юном сердце, отданном за родину и свободу.
|