Не запамятовал, Порта-Росса. Там перед
овощным ларьком стоит бронзовый кабан отличной работы. Из пасти
струится свежая, чистая вода. А сам он от старости позеленел
дочерна, только морда блестит, как полированная. Это за нее
держались сотни ребятишек и лаццарони, подставлявших рты, чтобы
напиться. Любо глядеть, как пригожий полуобнаженный мальчуган
обнимает искусно отлитого зверя, прикладывая свежие губки к его
пасти!
Всякий приезжий без труда отыщет во Флоренции это место:
достаточно спросить про бронзового кабана у любого нищего, и тот
укажет дорогу.
Стояла зима, на горах лежал снег. Давно стемнело, но светила
луна, а в Италии лунная ночь не темней тусклого северного
зимнего дня. Она даже светлей, потому что воздух светится и
ободряет нас, тогда как на севере холодное свинцовое небо нас
давит к земле, к холодной сырой земле, которая, придет черед,
придавит когда-нибудь крышку нашего гроба.
В саду герцогского дворца, под сенью пиний, где зимой цветут
розы, целый день сидел маленький оборванец, которого можно было
бы счесть воплощением Италии - красивый, веселый и, однако же,
несчастный. Он был голоден и хотел пить, но ему не подали ни
гроша, а когда стемнело и сад должны были запирать, сторож его
выгнал. Долго стоял он, призадумавшись на перекинутом через Арно
великолепном мраморном мосту дель Тринита и глядел на звезды,
сверкавшие в воде.
Он пошел к бронзовому кабану, нагнулся к нему, обхватил его шею
руками, приложил губы к морде и стал жадно тянуть свежую воду.
Поблизости валялись листья салата и несколько каштанов, они
составили его ужин. На улице не было ни души, мальчик был совсем
один; он залез бронзовому кабану на спину, склонил маленькую
курчавую головку на голову зверя и сам не заметил, как заснул.
В полночь бронзовый кабан пошевелился; мальчик отчетливо услыхал:
- Держись крепче, малыш, теперь я побегу! - и кабан помчался
вскачь. Это была необычайная прогулка. Сперва они попали на
пьяцца дель Грандукка, и бронзовая лошадь под герцогом громко
заржала, пестрые гербы на старой ратуше стали как бы прозрачными,
а Микеланджелов Давид взмахнул пращой; удивительная пробудилась
жизнь! Бронзовые группы "Персей" и "Похищение сабинянок" ожили:
над пустынной площадью раздались крики ужаса.
Под аркой близ дворца Уффици, где в карнавальную ночь веселится
знать, бронзовый кабан остановился.
- Держись крепко! - сказал зверь. - Держись как можно крепче!
Тут ступеньки! - Малыш не вымолвил ни слова, он и дрожал от
страха и ликовал.
Они вступили в большую галерею, хорошо малышу известную - он и
прежде там бывал; на стенах висели картины, тут же стояли бюсты
и статуи, освещенные, словно в ясный день; но прекраснее всего
стало, когда отворилась дверь в соседнюю залу; конечно, малыш
помнил все здешнее великолепие, но этой ночью тут было особенно
красиво.
Здесь стояла прекрасная обнаженная женщина, так хороша могла
быть лишь природа, запечатленная в мраморе великим художником;
статуя ожила, дельфины прыгали у ее ног, бессмертие сияло в очах.
Мир называет ее Венерой Медицейской. Рядом с ней красовались
прекрасные обнаженные мужи: один точил меч - он звался
точильщиком, по соседству боролись гладиаторы, и то и другое
совершалось во имя богини красоты.
Мальчика едва не ослепил этот блеск, стены лучились всеми
красками, и все тут было жизнь и движение. Он увидел еще одну
Венеру, земную Венеру, плотскую и горячую, какой она осталась в
сердце Тициана. Это тоже была прекрасная женщина; ее дивное
обнаженное тело покоилось на мягких подушках, грудь вздымалась,
пышные локоны ниспадали на округлые плечи, а темные глаза горели
пламенем страсти. Но изображения не отваживались выйти из рам. И
богиня красоты, и гладиаторы, и точильщик также оставались на
местах: их зачаровало величие, излучаемое мадонной, Иисусом и
Иоанном. Священные изображения не были уже изображениями, это
были сами святые.
Какой блеск и какая красота открывались в каждой чале! Малыш
увидел все, бронзовый кабан шаг за шагом обошел всю эту роскошь
и великолепие. Впечатления сменялись, но лишь одна картина
прочно запечатлелась в его душе - на ней были изображены
радостные, счастливые дети, малыш уже однажды видел их днем.
Многие, разумеется, прошли бы мимо, не обратив на картину
внимания, а в ней между тем заключено поэтическое сокровище- она
изображает Христа, сходящего в ад; но вокруг него мы видим
отнюдь не осужденных на вечные муки, а язычников. Принадлежит
картина кисти флорентинца Анджело Бронзино; всею лучше
воплотилась там уверенность детей, что они идут на небеса: двое
малышей уже обнимаются, один протягивает другому, стоящему ниже,
руку и указывает на себя, словно бы говоря: "Я буду на небесах".
Взрослые же пребывают в сомнении, уповают на бога и смиренно
склоняют головы перед Христом.
На этой картине взор мальчика задержался дольше нежели на
остальных, и бронзовый кабан тихо ждал; раздался вздох; из
картины он вырвался или из груди зверя? Мальчик протянул руки к
веселым детям, но зверь, пробежав через вестибюль, понес его
прочь.
- Спасибо тебе, чудный зверь! - сказал мальчик и погладил
бронзового кабана, который - топ-топ - сбегал с ним по ступеням.
- Тебе спасибо! - сказал бронзовый кабан. - Я помог тебе, а ты
мне: я ведь могу бежать лишь тогда, когда несу на себе невинное
дитя. А тогда, поверь, я могу пройти и под лучами лампады,
зажженной пред ликом мадонны. Я могу пронести тебя куда захочешь,
лишь бы не в церковь. Но и туда я могу заглянуть с улицы, если
ты со мной. Не слезай же с меня, ведь если ты слезешь, я сразу
окажусь мертвым, как днем, когда ты видишь меня в Порта-Росса.
- Я останусь с тобой, милый зверь! - сказал малыш, и они
понеслись по улицам Флоренции к площади перед церковью
Санта-Кроче.
Двустворчатые двери распахнулись, свечи горели пред алтарем,
озаряя церковь и пустую площадь.
Удивительный свет исходил от надгробия в левом приделе, точно
тысячи звезд лучились над ним. Могилу украшал щит с гербом -
красная, словно горящая в огне, лестница на голубом поле; это
могила Галилея, памятник скромен, но красная лестница на голубом
поле исполнена глубокого смысла, она могла бы стать гербом
самого искусства, всегда пролагающего свои пути по пылающей
лестнице, однако же - на небеса. Все провозвестники духа,
подобно пророку Илье, восходят на небеса.
Направо от прохода словно бы ожили статуи на богатых саркофагах.
Тут стоял Микеланджело, там - Данте с лавровым венком на челе,
Алфьери, Макиавелли, здесь бок о бок покоились великие мужи,
гордость Италии (1). Эта прекрасная церковь много красивее
мраморного флорентийского собора, хоть и не столь велика.
Мраморные одеяния, казалось, шевелились, огромные статуи
поднимали, казалось, головы и под пение и музыку взирали на
лучистый алтарь, где одетые в белое мальчики машут золотыми
кадильницами; пряный аромат проникал из церкви на пустую площадь.
Мальчик простер руки к свету, но бронзовый кабан тотчас же
побежал прочь, и малыш еще крепче обнял зверя; ветер засвистел в
ушах, петли церковных дверей заскрипели, точно двери
захлопнулись, но в этот миг сознание оставило ребенка; он ощутил
леденящий холод и раскрыл глаза.
Сияло утро, мальчик наполовину сполз со спины бронзового кабана,
стоящего, как и положено, в Порта-Росса.
Страх и ужас охватили ребенка при мысли о той, кого он называл
матерью, пославшей его вчера раздобыть денег; ничего он не
достал, и хотелось есть и пить. Еще раз обнял он бронзового
кабана за шею, поцеловал в морду, кивнул ему и свернул в самую
узкую улочку, по которой и осел едва пройдет с поклажей.
Огромные обитые железом двери были полурастворены, он поднялся
по каменной лестнице с грязными стенами, с канатом вместо перил
и вошел в открытую, увешанную тряпьем галерею; отсюда шла
лестница во двор, где от колодца во все этажи тянулась толстая
железная проволока, по которой, под скрип колеса, одно за другим
проплывали по воздуху ведра с водой, и вода плескалась на землю.
Опять мальчик поднимался по развалившейся каменной лестнице,
двое матросов - это были русские - весело сбежали вниз, едва не
сшибив малыша. Они возвращались с ночного кутежа. Их провожала
немолодая, но еще ладная женщина с пышными черными волосами.
- Что принес? - спросила она мальчика.
- Не сердись! - взмолился он. - Мне не подали ничего, ровно
ничего, - и схватил мать за подол, словно хотел его поцеловать.
Они вошли в комнату. Не станем ее описывать, скажем только, что
там стоял глиняный горшок с ручками, полный пылающих углей, то,
что здесь называют марито; она взяла марито в руки, погрела
пальцы и толкнула мальчика локтем.
- Ну, денежки-то у тебя есть? - спросила она.
Ребенок заплакал, она толкнула его ногой, он громко заревел.
- Заткнись, не то башку твою горластую размозжу! - И она подняла
горшок с углями, который держала в руках; ребенок, завопив,
прижался к земле. Тут вошла соседка, тоже держа марито в руках:
- Феличита, что ты делаешь с ребенком?
- Ребенок мой! - отрезала Феличита. - Захочу - его убью, а
заодно и тебя, Джанина. - И она замахнулась горшком; соседка,
защищаясь, подняла свой, горшки так сильно стукнулись друг о
Друга, что черепки, уголь и зола полетели по комнате; но мальчик
уже выскользнул за дверь и побежал через двор из дому. Бедный
ребенок так бежал, что едва не задохся; у церкви Санта-Кроче,
огромные двери которой растворились перед ним минувшей ночью, он
остановился и вошел в храм. Все сияло, он преклонил колена перед
первой могилой справа - эго была могила Микеланджело - и громко
зарыдал. Люди входили и выходили, служба окончилась, никто
мальчугана не замечал; один только пожилой горожанин остановился,
поглядел на него и пошел себе дальше, как все остальные.
Голод и жажда совсем истомили малыша; обессиленный и больной, он
залез в угол между стеной и надгробием и заснул. Был вечер,
когда кто-то его растолкал; он вскочил, перед ним стоял прежний
старик.
- Ты болен? Где ты живешь? Ты провел тут целый день? -
выспрашивал старик у малыша. Мальчик отвечал, и старик повел его
к себе, в небольшой домик на одной из соседних улиц. Они вошли в
перчаточную мастерскую; там сидела женщина и усердно шила.
Маленькая белая болонка, остриженная до того коротко, что видна
была розовая кожа, вскочила на стол и стала прыгать перед
мальчиком.
- Невинные души узнают друг друга! - сказала женщина и погладила
собаку и ребенка. Добрые люди накормили его, напоили и сказали,
что он может у них переночевать, а завтра папаша Джузеппе
поговорит с его матерью. Его уложили на бедную, жесткую постель,
но для него, не раз ночевавшего на жестких камнях мостовой, это
была королевская роскошь; он мирно спал, и ему снились
прекрасные картины и бронзовый кабан.
Утром папаша Джузеппе ушел; бедный мальчик этому не радовался,
он понимал, что теперь его отведут обратно к матери; мальчик
целовал резвую собачку, а хозяйка кивала им обоим.
С чем же папаша Джузеппе пришел? Он долго разговаривал с женой,
и она кивала головой и гладила ребенка.
- Он славный мальчик, - сказала она, - он сможет стать отличным
перчаточником вроде тебя, - пальцы у него тонкие, гибкие.
Мадонна назначила ему быть перчаточником.
Мальчик остался в доме, и хозяйка учила его шить, он хорошо ел и
хорошо спал, повеселел и стал даже дразнить Белиссиму - так
звали собачку; хозяйка грозила, ему пальцем, сердилась и
бранилась, мальчик расстраивался и огорченный сидел в своей
комнате. Там сушились шкурки; выходила комната на улицу; перед
окном торчали толстые железные прутья. Однажды ребенок не мог
заснуть - думал о бронзовом кабане, и вдруг с улицы донеслось -
топ-топ. Это наверняка был он! Мальчик подскочил к окну, но
ничего не увидел, кабан уже убежал.
- Помоги синьору донести ящик с красками! - сказала мадам
мальчику утром, когда из дома вышел их молодой сосед, художник,
тащивший ящик и огромный свернутый холст. Мальчик взял ящик и
пошел за живописцем, они направились в галерею и поднялись по
лестнице, которая с той ночи, как он скакал на бронзовом кабане,
была хорошо ему знакома. Он помнил и статуи, и картины, и
прекрасную мраморную Венеру и писанную красками; он опять увидел
матерь божью, Иисуса и Иоанна.
Они остановились перед картиной Бронзино, где Христос нисходит в
ад и дети вокруг него улыбаются в сладостном ожидании царства
небесного; бедное дитя тоже улыбнулось, ибо здесь оно
чувствовало себя словно на небесах.
- Ступай-ка домой, - сказал живописец; он успел установить
мольберт, а мальчик все не уходил.
- Позвольте поглядеть, как вы пишете, - попросил мальчик, - мне
хочется увидеть, как вы перенесем картину на этот белый холст.
- Но я еще не пишу, - сказал молодой человек и взял кусок угля;
рука его быстро двигалась, глаз схватывал всю картину, и хотя на
холсте появились лишь легкие штрихи, Христос уже парил,
точь-в-точь как на картине в красках.
- Ну, ступай же! - сказал живописец, и мальчик молча пошел домой,
сел за стол и принялся за обучение перчаточному делу.
Но мысли его целый день были у картины, и потому он колол себе
пальцы, не справлялся с работой и даже не дразнил Белиссиму.
Вечером, пока не заперли входную дверь, он выбрался из дому;
было холодно, но ясное небо усыпали звезды, прекрасные и яркие,
он пошел по улицам, уже совсем притихшим, и вскоре стоял перед
бронзовым кабаном; он склонился к нему, поцеловал и залез ему на
спину.
- Милый зверь! - сказал он. - Я по тебе соскучился. Мы должны
этой ночью совершить прогулку.
Бронзовый кабан не шелохнулся, свежий ключ бил из его пасти.
Мальчик сидел на звере верхом, вдруг кто-то дернул его за одежду,
он оглянулся - это была Белиссима, маленькая голенькая Белиссима.
Собака выскочила из дома и побежала за мальчиком, а он и не
заметил. Белиссима лаяла, словно хотела сказать: "Смотри, я тоже
здесь! А ты зачем сюда залез?" И огненный дракон не напугал бы
мальчика так, как эта собачонка. Белиссима на улице, и притом
раздетая, как говорила в таких случаях хозяйка! Что же будет?
Зимой собака выходила на улицу лишь одетая в овечью попонку, по
ней скроенную и специально сшитую. Мех завязывали на шее красной
лентой с бантами и бубенцами, так же подвязывали его и на животе.
Когда собачка в зимнюю пору шла рядом с хозяйкой в таком наряде,
она была похожа на ягненочка. Белиссима раздета! Что же теперь
будет? Тут уж не до фантазий; мальчик поцеловал бронзового
кабана и взял Белиссиму на руки; она тряслась от холода, и
ребенок побежал со всех ног.
- Что это у тебя? - закричали двое полицейских; когда они
попались навстречу, Белиссима залаяла.
- У кого ты стащил собачку? - спросили они и отобрали ее.
- Отдайте мне собаку, отдайте! - молил мальчик.
- Если ты ее не стащил, скажешь дома, чтобы зашли за собакой в
участок. - Они назвали адрес, ушли и унесли Белиссиму.
Вот это была беда! Мальчик не знал, броситься ли ему в Арно, или
пойти домой и повиниться; конечно, думал он, его изобьют до
смерти. "Ну и пускай, я буду только рад, я умру и попаду на небо,
к Иисусу и к мадонне". И он отправился домой, главным образом
затем, чтобы его избили до смерти.
Дверь заперта, до колотушки ему не достать, на улице никого;
мальчик поднял камень и стал стучать.
- Кто там? - спросили из-за двери.
- Это я! - сказал он. - Белиссима пропала. Отоприте и убейте
меня!
Все перепугались, в особенности мадам, за бедную Белиссиму.
Мадам взглянула на стену, где обычно висела собачья одежда:
маленькая попонка была на месте.
- Белиссима в участке! - громко закричала она. - Ах ты скверный
мальчишка! Как же ты ее выманил? Она ведь замерзнет! Нежное
существо в руках у грубых солдат!
Пришлось папаше сейчас же идти в участок. Хозяйка причитала, а
ребенок плакал, сбежались все жильцы, вышел и художник; он
посадил мальчика к себе на колени, стал расспрашивать и по
обрывкам восстановил историю с бронзовым кабаном и галереей; она
была довольно малопонятна. Художник утешил мальчика и стал
уговаривать старуху, но та успокоилась не прежде, чем папаша
вернулся с Белиссимой, побывавшей в руках солдат. Тут-то уж все
обрадовались, а художник приласкал мальчика и дал ему пачку
картинок.
О, среди них были чудесные вещицы, забавные головки. Но лучше
всех, как живой, был бронзовый кабан. Ничего прекрасней и быть
не могло. Два-три штриха, и он возник на бумаге, и даже вместе с
домом, стоявшим на заднем плане.
"Вот бы рисовать, ко мне весь мир бы собрался".
На следующий день, едва мальчик оказался один, он схватил
карандаш и попытался нарисовать на чистой стороне картинки
бронзового кабана; ему посчастливилось - что-то, правда, вышло
криво, что-то выше, что-то ниже, одна нога толще, другая тоньше,
и все-таки узнать было можно и мальчик остался доволен. Карандаш
еще шел не так, как надо, он это видел, и на другой день рядом
со вчерашним появился еще один бронзовый кабан, который был в
сто раз лучше; третий был уже настолько хорош, что узнать его
мог всякий.
Но с шитьем перчаток пошло худо, и доставка заказов двигалась
медленно, бронзовый кабан открыл мальчику, что все можно
запечатлеть на бумаге, а город Флоренция - это целый альбом,
начни только листать. На пьяцца дель Тринита стоит стройная
колонна, и на самом ее верху - богиня Правосудия с завязанными
глазами держит в руках весы. Скоро и она оказалась на бумаге, и
перенес ее туда маленький ученик перчаточника. Собрание рисунков
росло, но входили в него покамест лишь неодушевленные предметы;
однажды перед мальчиком запрыгала Белиссима.
- Стой смирно, - сказал он, - тогда ты выйдешь красивой и
попадешь в мое собрание картин!
Но Белиссима не желала стоять смирно, пришлось ее привязать; уже
были привязаны и голова и хвост, а она лаяла и скакала; нужно
было потуже натянуть веревки; тут вошла синьора.
- Безбожник! Бедняжка! - Она и вымолвить ничего больше не смогла,
оттолкнула мальчика, подтолкнула его ногой, выгнала из своего
дома - ведь это же неблагодарный бездельник, безбожное создание!
И она, рыдая, целовала свою маленькую полузадушенную Белиссиму.
В эту пору по лестнице подымался художник, и... здесь поворотная
точка всей истории.
В 1834 году во Флоренции в Академии художеств состоялась
выставка. Две висевшие рядом картины привлекли множество
зрителей. На меньшей был изображен веселый мальчуган, он сидел и
рисовал белую, стриженую собачку, но натурщица не желала смирно
стоять и была поэтому привязана за голову и за хвост; картина
дышала жизнью и правдой, что всех и привлекало. Говорили, будто
художника ребенком подобрал на улице старый перчаточник, который
его и воспитал, а рисовать он выучился сам. Некий прославленный
ныне живописец открыл в нем талант, когда малыша, привязавшего
любимую хозяйкину собачку, чтобы она ему позировала, выгоняли из
дому.
Ученик перчаточника стал большим художником. Это подтверждала и
маленькая картина и в особенности большая, висевшая рядом. На
ней была изображена одна лишь фигура - пригожий мальчуган в
лохмотьях; он спал в переулке Порта-Росса, сидя верхом на
бронзовом кабане (2). Все зрители знали это место. Ручки ребенка
лежали у кабана на голове; малыш крепко спал, и лампада пред
образом мадонны ярко и эффектно освещала бледное миловидное
личико. Прекрасная картина! Она была в большой позолоченной роме;
сбоку на раме висел лавровый венок, а меж зеленых листьев вилась
черная лента и свисал длинный траурный флер.
Молодой художник как раз в те дни скончался.
Примечания Андерсена:
1) Против гробницы Галилея расположена гробница Микеланджело,
его надгробие состоит из бюста и трех фигур - Скульптуры,
Живописи и Архитектуры, поблизости гробница Данте (прах его
покоится в Равенне), над гробницей изображение Италии,
указывающей на гигантскую статую Данте. Поэзия рыдает о том,
кого утратила. В нескольких шагах - гробница Алфьери, украшенная
лаврами, лирой и масками. Над его гробом плачет Италия.
Макиавелли завершает этот ряд прославленных титанов.
2) Бронзовый кабан - это копия, античный подлинник сделан из
мрамора и стоит у входа в галерею дворца Уффици.
|