Ты знаешь домового. А хозяйку знаешь? Жену садовника? Она была
начитанна, знала наизусть много стихов и даже бойко сочиняла их
сама. Вот только рифмы – «спайки», как она их называла, давались
ей не без труда. Да, у нее был и писательский талант и
ораторский; она могла бы быть хоть пастором, по крайней мере –
пасторшею!
– Как хороша земля в воскресном уборе! – сказала она и поспешила
облечь эту мысль в стихи со «спайками», очень красивые и длинные.
Семинарист, господин Киссеруп – имя тут, впрочем, ни при чем, –
сын сестры садовника, гостивший у них, услышал стихи хозяйки и
заявил, что они очень, очень хороши!
– Да, на вас лежит печать гения, сударыня! – прибавил он.
– Экий вздор! – сказал садовник. – Не вбивайте ей ничего такого
в голову! Женщина прежде всего должна обладать наружностью,
приличною наружностью, и дело ее – смотреть за тем, чтобы каша в
горшке не прикипела да не подгорела!
– Пригар я очищу древесным углем! – ответила жена: – А накипь на
душе у тебя сниму поцелуем! Подумаешь, право, что у тебя на уме
одна капуста да картофель, а ты ведь любишь и цветы! – И она
поцеловала его. – Цветы – это и есть поэзия! – прибавила она.
– Смотри за кашей! – повторил он и ушел в сад: у него была своя
каша, за которою следовало смотреть.
А семинарист остался сидеть с хозяйкой. Ее слова: «Как хороша
земля!» – он развил в целую проповедь в своем духе:
– Земля прекрасна; «наследуйте землю», – было сказано людям, и
они стали господами на земле. Один добился этого благодаря своим
духовным дарованиям, другой – физическим; один был пущен в свет
вопросительно-восклицательным знаком, другой – многоточием, так
что невольно спрашиваешь: зачем он, в сущности, явился? Один
становится епископом, другой остается бедным семинаристом, но
все на свете устроено одинаково премудро. Земля прекрасна и
всегда в праздничном уборе! Это стихотворение пробуждает столько
дум, сударыня! Оно полно чувства и знания географии.
– На вас тоже лежит печать гения! – заметила хозяйка. – Уверяю
вас! Беседуя с вами, начинаешь ясно понимать себя!
И они продолжали беседу в том же прекрасном, возвышенном духе. А
в кухне тоже кто-то вел беседу – домовой! Домовой в сером
балахоне и красненькой шапочке. Ты знаешь его! Он был в кухне,
обозревал там горшки. Он тоже говорил, но его никто не слушал,
кроме большого черного кота – «сливкокрада», как величала его
хозяйка.
А на нее домовой был очень сердит, – он знал, что она не верит в
его существование. Правда, она и не видала его никогда, но все
же была, кажется, достаточно просвещена, чтобы знать о его
существовании и оказывать ему хоть некоторое внимание. Ей вот
небось не приходило на ум угостить его в сочельник хоть ложкой
каши! А ее получали все его предки, даром что хозяйки их были
совсем неученые! И какую кашу! Она так и плавала в масле и в
сливках!
У кота даже слюнки потекли при одном упоминании о сливках.
– Она называет меня «понятием»! – говорил домовой. – Ну, это
выше всех моих понятий. Она прямо-таки отрицает мое
существование. Я уж раз подслушал ее речи и теперь опять хочу
пойти подслушивать. Ишь, сидит и шушукается там с этим
семинаристом! А я повторю за хозяином: «Смотри лучше за кашей!»
Но она и не думает об этом. Постой же, я заставлю кашу кипеть,
да так, что она поползет через край! – И домовой раздул огонь.
У! Как зашипело, загорелось! Каша так и побежала из горшка. – А
теперь пойду и понаделаю дыр в чулках хозяина! – продолжал он. –
Больших дыр и в пятках и в носках. Будет ей тогда чем заняться,
если останется досуг от рифмоплетства! Штопай-ка лучше мужнины
чулки, сударыня поэтесса!
Кот в ответ на это чихнул; он простудился, хоть и ходил в шубе.
– Я открыл дверь в кладовую! – сказал домовой. – Там стоят
кипяченые сливки, густые, что твой кисель! Хочешь вылакать? Не
то я сам вылакаю!
– Нет, уж коли терпеть побои, так было бы за что! Я вылакаю! –
ответил кот.
– Потешь язычок, а потом тебе почешут спинку! – сказал домовой.
– Теперь я пойду в комнату семинариста, повешу его подтяжки на
зеркало, а носки суну в умывальный таз с водою, – пусть думает,
что пунш был чересчур крепок и что у него в голове шумело.
Сегодня ночью я сидел на дровах возле собачьей конуры. Мне
ужасно нравится дразнить цепную собаку, я и давай болтать ногами.
Собака, как ни прыгала, не могла достать до них, злилась и лаяла.
А я-то себе болтаю да болтаю ногами! То-то потеха была!
Семинарист проснулся от шума, три раза вставал с постели и
смотрел в окно, но меня-то уж ему не увидать, даром что в очках.
Он и спит в них!
– Ты мяукни, когда хозяйка придет! – сказал кот. – А то я не
услышу – у меня сегодня уши болят.
– Язычок у тебя болит, вот что! Ну, лакай – выздоравливай скорее!
Только оботри рыльце, а то сливки с усов капают. Ну, а теперь я
пойду подслушивать.
И домовой подкрался к двери, а дверь-то стояла полуотворенною. В
комнате не было никого, кроме хозяйки и семинариста. Они
говорили о том, что семинарист так прекрасно называл «печатью
гения» и ставил выше всяких горшков и каш в любом хозяйстве.
– Господин Киссеруп! – начала хозяйка. – Я хочу воспользоваться
случаем, показать вам что-то, чего еще не показывала ни единой
живой душе, особенно мужчине, – мои маленькие стишки. Некоторые
из них, впрочем, несколько длинноваты! Я назвала их «Спайки
дщери Дании»; я, знаете, люблю больше старинные слова.
– Так и подобает! – сказал семинарист. – Немецкие же слова
следует совсем изгнать из датского языка.
– Вот, я так и делаю! Я никогда не говорю «бутерброд» или «фефферкухен»,
а всегда «хлеб с маслом» и «пряники».
И она вынула из ящика стола тетрадь в светло-зеленой обложке, на
которой красовались две кляксы.
– В этой тетрадке очень много серьезного! – сказала она. – Меня
все больше тянет к печальному. Вот «Ночные вздохи», «Моя
вечерняя заря», вот «Наконец я твоя, мой Клеменсен!» Это
стихотворение посвящено моему мужу, но его можно пропустить,
хотя оно и очень прочувствовано и продумано. Вот «Обязанности
хозяйки» – это лучшая вещь! Но все стихи грустны – в этом моя
сила. Тут есть только одна вещь в шутливом духе. Я излила в ней
свои веселые мысли – находят на человека и такие – мысли о... Да
вы не смейтесь надо мною! Мысли о положении поэтессы! До сих пор
об этом знала только я да мой ящик, а теперь узнаете вот вы. Я
люблю поэзию, и на меня часто находит поэтическое настроение. В
такие минуты я сама не своя. Все это я и высказала в «Крошке
домовом»! Вы ведь знаете старинное народное поверье о домашнем
духе, который вечно проказит в доме? И вот я изобразила себя
домом, а поэзию, волнующее меня поэтическое настроение – домовым.
Я воспела могущество и величие «Крошки домового»! Но вы должны
дать мне слово никогда не проговориться об этом моему мужу или
кому бы то ни было. Читайте вслух – я хочу видеть, разбираете ли
вы мой почерк!
И семинарист читал, а хозяйка слушала; слушал и домовой. Он ведь,
как ты знаешь, собирался подслушивать и подошел как раз в ту
минуту, когда прочли заглавие «Крошка домовой».
– Э, да речь-то идет обо мне! – сказал он. – Что она могла
написать про меня? Постой же, дойму я тебя! Буду воровать у тебя
яйца, цыплят, выгонять жир из теленка! Вот что, сударыня
хозяюшка! Скажите, пожалуйста!
И он навострил уши. Но вот он слышит о величии и могуществе
домового, о его власти над хозяйкой, – она ведь подразумевала
под домовым поэтическое настроение, но домовой понял все это
буквально – и лицо его стало расплываться в улыбку, глазки
заблестели от удовольствия, губы сложились в важную мину; он
даже невольно привстал на цыпочки и вырос на целый вершок! Ах,
он был в таком восторге от всего сказанного о «Крошке домовом»!
– А в хозяйке-то и впрямь сидит гений! И как она образованна! Я
был ужасно несправедлив к ней! Она поместила меня в свои «спайки»;
их напечатают и прочтут!.. Ну, уж полно теперь коту лакать
хозяйкины сливки – я сам буду лакать их! Один все же выпьет
меньше, чем двое, вот и экономия! Я и буду теперь соблюдать ее,
буду почитать и уважать хозяйку!
«Сколько, однако, в нем человеческого! – подумал старый кот. –
Стоило хозяйке польстивее мяукнуть ему, и он сейчас запел на
иной лад! Хитра она, хозяйка-то!»
Но она вовсе не была хитра; хитер-то был домовой – в нем было
много человеческого!
Если ты не понимаешь этой истории, то попроси объяснения –
только не у домового, да и не у хозяйки.
|