В
числе пассажиров на пароходе находился пожилой господин; лицо у
него было такое веселое, довольное, что, не лги оно только,
обладателя его приходилось признать счастливейшим человеком на
свете. Да так оно и было - он сам сказал мне это. Оказался он
моим земляком, датчанином, и директором странствующей труппы.
Всю труппу он возил с собою в большом сундуке: он был директором
кукольного театра. Природный веселый нрав господина директора
прошел через горнило испытания и закалился благодаря
эксперименту одного политехника. Последний превратил директора в
истинного счастливца. Сразу я не смекнул, в чем было дело; тогда
он подробно рассказал мне всю историю. Вот она.
- Дело было в городе Слагельсе, - рассказывал он. - Я давал
представление в зале на почтовой станции; сбор был полный,
публика блестящая, но совсем зеленая, за исключением двух-трех
пожилых матрон. Вдруг входит господин в черной паре, с виду
студент, садится и где следует смеется, где следует аплодирует!..
Зритель не из обыкновенных! Я захотел узнать, кто он такой.
Слышу - кандидат политехнических наук, командированный в
провинцию просвещать народ. В восемь часов вечера представление
мое кончилось, детям надо ведь ложиться спать пораньше, а мое
дело заботиться об удобствах публики. В девять часов начал
читать лекцию и показывать свои опыты кандидат, и теперь я
превратился в слушателя. Да, оно и стоило послушать и поглядеть!
Правда, большую часть лекции впору было понять разве пастору,
как это у нас говорится, но все же я кое-что понял, а главное,
усвоил себе мысль, что если мы, люди, способны додуматься до
таких вещей, то должны годиться кое на что и после того, как нас
упрячут в землю. Кандидат положительно делал маленькие чудеса,
но все выходило у него так просто, естественно! Во времена
Моисея и пророков такой политехник прослыл бы за одного из
первых мудрецов, а в средние века его бы просто сожгли! Всю ночь
я не мог заснуть; на другой день вечером я опять давал
представление; кандидат снова присутствовал, и я был, что
называется, в ударе. Я слышал от одного актера, что он, играя
роли первых любовников, всегда имел в виду одну из зрительниц,
для нее одной и играл, забывая всех остальных. Такою "зрительницей"
стал для меня кандидат; для него я и играл. Представление
кончилось, всю мою труппу вызвали, а меня кандидат пригласил к
себе распить с ним в компании бутылочку вина. Он говорил о моем
театре, а я - о его науке, и думаю, что оба мы были одинаково
довольны друг другом, но я в своем деле все-таки перещеголял его:
он-то многих из своих фокусов и сам объяснить не мог. Почему,
например, железная пластинка, пропущенная сквозь спираль,
намагничивается? Она словно одухотворяется, но как, чем? Вот и с
людьми то же самое, думается мне: создатель пропускает их через
спираль времени, на них нисходит дух, и вот вам - Наполеон,
Лютер или кто-нибудь другой в этом роде. "Мир - ряд чудес,
сказал мой кандидат, - но мы так привыкли к ним, что зовем их
обыденными явлениями". И он пустился в объяснения; под конец мне
стало казаться, что мне как будто приподняли темя и мозговое
помещение мое расширилось! Я сознался, что, не уйди уже мое
время, я бы сейчас же поступил в политехнический институт,
учиться разбирать мир по косточкам, даром что я и без того один
из счастливейших людей на свете! "Один из счастливейших людей! -
повторил кандидат, словно смакуя мои слова. - Так вы счастливы?"
- "Да! - ответил я. - Я счастлив; меня с моей труппой принимают
отлично во всех городах. Правда, есть у меня одно желание,
которое иногда дразнит меня, как бесенок, и смущает мой веселый
нрав... Мне бы хотелось стать директором настоящей труппы!" - "Вы
хотели бы оживить своих марионеток? Желали бы, чтобы они
сделались настоящими актерами, а вы директором настоящей труппы?
- спросил меня кандидат. - Вы думаете, что будете тогда вполне
счастливы?"
Сам он этого не думал, а я думал, и мы долго спорили, но каждый
остался при своем мнении. Разговаривая, мы не переставали
чокаться: вино было доброе, но не простое, что ни говори; иначе
пришлось бы объяснить всю историю тем, что я попросту наклюкался!
Но пьян я не был, ни-ни!.. Вдруг вижу, всю комнату точно озарило
солнцем; лицо кандидата так и светится. Мне сейчас вспомнились
сказания о вечно юных богах древности, разгуливавших по свету. Я
сказал ему об этом, он улыбнулся, и я готов был поклясться, что
передо мною сидит сам переодетый бог или один из сродников богов.
Так оно и было; и вот желанию моему суждено было исполниться:
куклы должны были сделаться живыми людьми, а я - настоящим
директором. По этому случаю мы выпили еще; потом кандидат
запрятал всех моих кукол в сундук, привязал его к моей спине и
пропустил меня через спираль. Я и теперь еще слышу, как я
шлепнулся на пол!
В самом деле, я лежал на полу, а вся моя труппа выпрыгнула из
ящика. Куклы превратились в замечательных артистов - это они
сами мне сказали, - а я был их директором. Все было готово к
первому представлению, но вся труппа желала поговорить со мною,
публика тоже. Первая танцовщица заявила, что, если она не будет
стоять на одной ножке, сборы падут; она являлась главным лицом в
труппе и требовала соответственного обращения с собою. Кукла,
игравшая королев, желала, чтобы с нею и вне сцены обходились как
с королевой, - иначе она отвыкнет от своего амплуа! Выходной
актер, являвшийся с письмами, воображал себя такою же
артистическою величиною, как и первый любовник: нет ни малых, ни
великих актеров, все одинаково важны в смысле сценического
ансамбля! Трагик же требовал, чтобы вся его роль сплошь состояла
из одних сильных мест: за ними ведь следуют аплодисменты и
вызовы. Примадонна хотела играть только при красном бенгальском
освещении - это ей шло, а голубое было не к лицу. Словом, все
жужжали, точно мухи в бутылке, а в середине ее сидел я сам - я
был директором! Дыхание спиралось у меня в груди, голова
кружилась, я очутился в самом жалком положении, в какое только
может попасть человек: меня окружала совсем новая порода людей!
Я от души желал упрятать их всех опять в сундук и вовеки не
бывать настоящим директором! Я и сказал им прямо, что все они, в
сущности, только марионетки, а они за это избили меня до
полусмерти.
Очнулся я на своей постели, в своей комнате. Как я попал туда от
кандидата, знает он, а не я. Месяц светил прямо на пол, а на
полу валялся опрокинутый сундук и вокруг него все мои куклы,
малые и большие,- вся труппа! Я зевать не стал, спрыгнул с
постели, побросал их всех в сундук, которых ногами вниз, которых
головой, захлопнул крышку и сам уселся на нее. Вот-то была
картина! Можете вы себе представить ее? Я могу. "Ну-с, теперь вы
останетесь там! - сказал я куклам. - А я никогда больше не
пожелаю оживить вас!" На душе у меня стало так легко, я опять
был счастливейшим человеком. Кандидат политехнических наук
просветил меня. Я был до того счастлив, что как сидел на сундуке,
так и заснул. Утром - скорее, впрочем, в полдень, я непостижимо
долго спал в этот день! - я проснулся и увидал, что все еще сижу
на сундуке. Теперь я был вполне счастлив: я убедился, что мое
прежнее желание было просто глупостью. Я справился о кандидате,
но он исчез, как исчезали греческие и римские боги. С тех пор и
я остаюсь счастливейшим человеком. Ну, не счастливый ли я в
самом деле директор? Труппа моя не рассуждает, публика тоже, а
забавляется себе от всей души. И я свободно могу сам сочинять
для себя пьесы. Из всех пьес я беру что хочу - самое лучшее, и
никто не в претензии. Есть такие пьесы, которыми теперь
директора больших театров пренебрегают, но которые лет тридцать
тому назад давали полные сборы, заставляли публику проливать
слезы: я даю эти пьесы на своей сцене, и малыши плачут, как,
бывало, плакали их папаши и мамаши. Я даю "Иоганну Монфокон" и "Дювеке"
- конечно, в сокращенном виде: малыши не любят длинной любовной
канители; им хоть несчастливо, да скоро. Так-то изъездил я всю
Данию и вдоль и поперек, знаю всех, и меня знают все. Теперь вот
направляюсь в Швецию; посчастливится мне там, наживу деньжонок -
сделаюсь скандинавом (приверженцем идеи объединения всех трех
северных государств), а иначе - нет; говорю вам откровенно, как
своему земляку!
А я в качестве такового, конечно, не замедлил рассказать о своей
встрече вам; такая уж у меня повадка - рассказывать.
|