Кто-то
сказал однажды, глядя на чернильницу, стоявшую на письменном
столе в кабинете поэта: «Удивительно, чего-чего только не
выходит из этой чернильницы! А что-то выйдет из нее на этот раз?..
Да, поистине удивительно!»
– Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! –
обратилась чернильница к гусиному перу и другим предметам на
столе, которые могли ее слышать. – Замечательно, чего только не
выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не
знаю, что выйдет, когда человек опять начнет черпать из меня!
Одной моей капли достаточно, чтобы исписать полстраницы, и
чего-чего только не уместится на ней! Да, я нечто замечательное!
Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые
люди, которых узнают читатели, эти искренние чувства, юмор,
дивные описания природы! Я и сама не возьму в толк – я ведь
совсем не знаю природы, – как все это вмещается во мне? Однако
же это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные,
грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях и
кто там еще? Уверяю вас, все это получается совершенно
бессознательно!
– Правильно! – сказало гусиное перо. – Если бы вы отнеслись к
делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью.
Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу
то, что ношу в себе! Пишет перо! В этом не сомневается ни единый
человек, а полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не
меньше старой чернильницы!
– Вы слишком неопытны! – возразила чернильница. – Сколько вы
служите? И недели-то нет, а уж почти совсем износились. Так вы
воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у
меня перебывало – и гусиных и английских стальных! Да, я отлично
знакома и с гусиными перьями и со стальными! И много вас еще
перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать
записывать то, что почерпнет из меня!
– Чернильная бочка! – сказало перо.
Поздно вечером вернулся домой поэт; он пришел с концерта
скрипача-виртуоза и весь был еще под впечатлением его
бесподобной игры. В скрипке, казалось, был неисчерпаемый
источник звуков: то как будто катились, звеня, словно жемчужины,
капли воды, то щебетали птички, то ревела буря в сосновом бору.
Поэту чудилось, что он слышит плач собственного сердца,
выливавшийся в мелодии, похожей на гармоничный женский голос.
Звучали, казалось, не только струны скрипки, но и все ее
составные части. Удивительно, необычайно! Трудна была задача
скрипача, и все же искусство его выглядело игрою, смычок словно
сам порхал по струнам; всякий, казалось, мог сделать то же самое.
Скрипка пела сама, смычок играл сам, вся суть как будто была в
них, о мастере же, управлявшем ими, вложившем в них жизнь и душу,
попросту забывали. Забывали все, но не забыл о нем поэт и
написал вот что:
«Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться
своим искусством. А как часто делаем это мы, люди – поэты,
художники, ученые, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а ведь
все мы – только инструменты в руках создателя. Ему одному честь
и хвала! А нам гордиться нечем!»
Так вот что написал поэт и озаглавил свою притчу «Мастер и
инструменты».
– Что, дождались, сударыня? – сказало перо чернильнице, когда
они остались одни. – Слышали, как он прочел вслух то, что я
написало?
– То есть то, что вы извлекли из меня! – сказала чернильница. –
Вы вполне заслужили этот щелчок своею спесью! И вы даже не
понимаете, что над вами посмеялись! Я дала вам этот щелчок из
собственного нутра. Уж позвольте мне узнать свою собственную
сатиру!
– Чернильная душа! – сказало перо.
– Гусь лапчатый! – ответила чернильница.
И каждый решил, что ответил хорошо, а сознавать это приятно; с
таким сознанием можно спать спокойно, они и заснули. Но поэт не
спал; мысли волновались в нем, как звуки скрипки, катились
жемчужинами, шумели, как буря в лесу, и он слышал в них голос
собственного сердца, ощущал дыхание Великого мастера...
Ему одному честь и хвала!
|