Жил-был
бедный принц. Королевство у него было совсем маленькое, но
какое-никакое, а все же королевство - хоть женись, и вот
жениться-то он как раз и хотел.
Оно, конечно, дерзко было взять да спросить дочь императора: "Пойдешь
за меня?" Но он осмелился. Имя у него было известное на весь
свет, и сотни принцесс сказали бы ему спасибо, но вот что
ответит императорская дочь?
А вот послушаем.
На могиле отца принца рос розовый куст, да какой красивый! Цвел
он только раз в пять лет, и распускалась на нем
одна-единственная роза. Зато сладок был ее аромат, понюхаешь - и
сразу забудутся все твои горести и заботы. А еще был у принца
соловей, и пел он так, будто в горлышке у него были собраны все
самые чудесные напевы на свете. Вот и решил принц подарить
принцессе розу и соловья. Положили их в большие серебряные ларцы
и отослали ей.
Повелел император принести ларцы к себе в большой зал -
принцесса играла там в гости со своими фрейлинами, ведь
других-то дел у нее не было. Увидела принцесса ларцы с подарками,
захлопала в ладоши от радости.
- Ах, если б тут была маленькая киска! - сказала она.
Но появилась чудесная роза.
- Ах, как мило сделано! - в голос сказали фрейлины.
- Мало сказать мило, - отозвался император, - прямотаки недурно!
Только принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.
- Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая.
- Фи! - в голос повторили придворные. - Настоящая!
- Погодим сердиться! Посмотрим сначала, что в другом ларце! -
сказал император.
И вот выпорхнул из ларца соловей и запел так дивно, что поначалу
не к чему и придраться было.
- Бесподобно! Великолепно! - сказали фрейлины; все они болтали
по-французски одна хуже другой.
- Эта птица так напоминает мне органчик покойной императрицы! -
сказал один старый придворный. - Да, да, и звук тот же, и манера!
- Да! - сказал император и заплакал, как ребенок.
- Надеюсь, птица не настоящая? - спросила принцесса.
- Настоящая! - ответили посланцы, доставившие подарки.
- Ну так пусть летит, - сказала принцесса и наотрез отказалась
принять принца.
Только принц не унывал; вымазал лицо черной и бурой краской,
нахлобучил на глаза шапку и постучался в дверь.
- Здравствуйте, император! - сказал он. - Не найдется ли у вас
во дворце местечка для меня?
- Много вас тут ходит да ищет! - отвечал император. - Впрочем,
постой, мне нужен свинопас! У нас пропасть свиней!
Так и определили принца свинопасом его величества и убогую
каморку рядом со свинарником отвели, и там он должен был жить.
Ну вот, просидел он целый день за работой и к вечеру сделал
чудесный маленький горшочек. Весь увешан бубенцами горшочек, и
когда в нем что-нибудь варится, бубенцы вызванивают старинную
песенку: Ах, мой милый Августин, Все прошло, прошло, прошло!
Но только самое занятное в горшочке то, что если подержать над
ним в пару палец - сейчас можно узнать, что у кого готовится в
городе. Слов нет, это было почище, чем роза.
Вот раз прогуливается принцесса со всеми фрейлинами и вдруг
слышит мелодию, что вызванивали бубенцы. Стала она на месте, а
сама так вся и сияет, потому что она тоже умела наигрывать "Ах,
мой милый Августин", - только эту мелодию и только одним пальцем.
- Ах, ведь и я это могу! - сказала она. - Свинопас-то у нас,
должно быть, образованный. Послушайте, пусть ктонибудь пойдет и
спросит, что стоит этот инструмент.
И вот одной из фрейлин пришлось пройти к свинопасу, только она
надела для этого деревянные башмаки.
- Что возьмешь за горшочек? - спросила она.
- Десять поцелуев принцессы! - отвечал свинопас.
- Господи помилуй!
- Да уж никак не меньше! - отвечал свинопас.
- Ну, что он сказал? - спросила принцесса.
- Это и выговорить-то невозможно! - отвечала фрейлина. - Это
ужасно!
- Так шепни на ухо!
И фрейлина шепнула принцессе.
- Какой невежа! - сказала принцесса и пошла дальше, да не успела
сделать и нескольких шагов, как бубенцы опять зазвенели так
славно: Ах, мой милый Августин, Все прошло, прошло, прошло!
- Послушай, - сказала принцесса, - поди спроси, может, он
согласится на десять поцелуев моих фрейлин?
- Нет, спасибо! - отвечал свинопас. - Десять поцелуев принцессы
или горшочек останется у меня.
- Какая скука! - сказала принцесса. - Ну, станьте вокруг меня,
чтобы никто не видел!
Загородили фрейлины принцессу, растопырили юбки, и свинопас
получил десять поцелуев принцессы, а принцессагоршочек.
Вот радости-то было! Весь вечер и весь следующий день стоял на
огне горшочек, и в городе не осталось ни одной кухни, будь то
дом камергера или сапожника, о которой бы принцесса не знала,
что там стряпают. Фрейлины плясали от радости и хлопали в ладоши.
- Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Знаем, у кого
каша и свиные котлеты! Как интересно!
- В высшей степени интересно! - подтвердила обергофмейстерша.
- Но только держите язык за зубами, ведь я дочь императора!
- Помилуйте! - сказали все.
А свинопас - то есть принц, но для них-то он был по-прежнему
свинопас
- даром времени не терял и смастерил трещотку. Стоит повертеть
ею в воздухе - и вот уж она сыплет всеми вальсами и польками,
какие только есть на свете.
- Но это же бесподобно! - сказала принцесса, проходя мимо. -
Просто не слыхала ничего лучше! Послушайте, спросите, что он
хочет за этот инструмент. Только целоваться я больше не стану!
- Он требует сто поцелуев принцессы! - доложила фрейлина, выйдя
от свинопаса.
- Да он, верно, сумасшедший! - сказала принцесса и пошла дальше,
но, сделав два шага, остановилась. - Искусство надо поощрять! -
сказала она.
- Я дочь императора. Скажите ему, я согласна на десять поцелуев,
как вчера, а остальные пусть получит с моих фрейлин!
- Ах, нам так не хочется! - сказали фрейлины.
- Какой вздор! - сказала принцесса. - Уж если я могу целовать
его, то вы и подавно! Не забывайте, что я кормлю вас и плачу вам
жалованье!
Пришлось фрейлине еще раз сходить к свинопасу.
- Сто поцелуев принцессы! - сказал он. - А нет - каждый
останется при своем.
- Становитесь вокруг! - сказала принцесса, и фрейлины обступили
ее, а свинопас принялся целовать.
- Это что еще за сборище у свинарника? - спросил император,
выйдя на балкон. Он протер глаза и надел очки. - Не иначе как
фрейлины опять что-то затеяли! Надо пойти посмотреть.
И он расправил задники своих туфель - туфлями-то ему служили
стоптанные башмаки. И-эх, как быстро он зашагал!
Спустился император во двор, подкрадывается потихоньку к
фрейлинам, а те только тем и заняты, что поцелуи считают: ведь
надо же, чтобы дело сладилось честь по чести и свинопас получил
ровно столько, сколько положено, - ни больше, ни меньше. Вот
почему никто и не заметил императора, а он привстал на цыпочки и
глянул.
- Это еще что такое? - сказал он, разобрав, что принцесса целует
свинопаса, да как хватит их туфлей по голове!
Случилось это в ту минуту, когда свинопас получал свой
восемьдесят шестой поцелуй.
- Вон! - в гневе сказал император и вытолкал принцессу со
свинопасом из пределов своего государства.
Стоит и плачет принцесса, свинопас ругается, а дождь так и
поливает.
- Ах я горемычная! - причитает принцесса. - Что бы мне выйти за
прекрасного принца! Ах я несчастная!..
А свинопас зашел за дерево, стер с лица черную и бурую краску,
сбросил грязную одежду - и вот перед ней уже принц в царственном
облачении, да такой пригожий, что принцесса невольно сделала
реверанс.
- Теперь я презираю тебя! - сказал он. - Ты не захотела выйти за
честного принца. Ты ничего не поняла ни в соловье, ни в розе,
зато могла целовать за безделки свинопаса. Поделом тебе!
Он ушел к себе в королевство и закрыл дверь на засов. А
принцессе только и оставалось стоять да петь: Ах, мой милый
Августин, Все прошло, прошло, прошло!
|