Жил-был
молодой человек. Он учился на поэта и хотел стать поэтом к пасхе,
а потом жениться и зажить доходом от своих сочинений. Сочинять -
значит придумывать что-то новое, это он знал, вот только
придумывать не умел.
Слишком поздно он родился, все уже было разобрано до того, как
он появился на свет, все воспето, обо всем написано.
- Как счастливы были те, что родились тысячу лет назад! -
говорил он.
- Им не трудно было стяжать бессмертие! Даже тех, кто родился
сто лет назад, можно считать счастливыми: все-таки тогда еще
оставалось много такого, о чем можно было писать. А теперь все
сюжеты для поэзии исчерпаны - о чем же я стану писать?
И до того он доучился, бедняга, что извел себя вконец и заболел.
Ни один врач не мог ему помочь, разве что знахарка. Жила она в
маленьком домике у шлагбаума, который должна была поднимать
перед всадниками и экипажами. Но она умела открывать не только
шлагбаум и была умнее самого доктора, ездившего в собственном
экипаже и платившего налог за звание.
- Надо пойти к ней! - решил молодой человек.
Жила знахарка в маленьком, чистеньком домике без затей: ни
дерева рядом, ни цветов. У дверей только улей - вещь очень
полезная! И маленькое картофельное поле - вещь тоже очень
полезная! А еще была тут канава, поросшая терновником. Терновник
уже отцвел и был усыпан ягодами, от которых сводит рот, если
отведать их до того, как их прихватит морозом.
"Вот воплощение нашего лишенного поэзии века!" - подумал молодой
человек, и это уже была мысль, золотое зерно, найденное на
пороге дома знахарки.
- Запиши ее! - сказала она. - И крошки тоже хлеб! Я знаю, зачем
ты пришел: ты не умеешь ничего придумывать, а хочешь стать к
пасхе поэтом!
- Обо всем уже написано! - сказал он. - Наше время не то, что
доброе старое время!
- Конечно, нет! - отвечала знахарка. - В старые времена знахарок
сжигали, а поэты ходили голодные, с продранными локтями. Наше
время лучше, самое лучшее. Но у тебя нет правильного взгляда на
вещи, нет острого слуха. Есть о чем петь и рассказывать и в наше
время, надо только уметь рассказать. А мысли можно черпать где
хочешь - в злаках и травах земных, в текучих и стоячих водах,
надо только уметь, надо уметь поймать солнечный луч. На вот
попробуйка мои очки, приставь к уху мой слуховой рожок и
перестань думать только о самом себе.
Не думать о самом себе было трудненько, удивительно, как такая
умная женщина могла даже потребовать этого.
Он взял очки и рожок и вышел на середину картофельного поля.
Старуха дала ему большую картофелину. В картофелине звенело.
Затем послышалась песня со словами - история картофелин, очень
интересная будничная история в десяти строках; десяти строк было
достаточно.
О чем же пела картофелина?
Она пела о себе и своей семье, о тем, как картофель впервые
появился в Европе, и о том презрении, какое ей довелось испытать,
пока ее не признали за дар, более драгоценный, чем золотые
самородки.
- По повелению короля нас раздавали в ратушах всех городов, всем
было объявлено о нашем великом значении, но этому никто не верил,
не знали даже, как нас сажать. Одни рыли яму и бросали в нее
целую меру картофеля. Другие совали в землю одну картофелину
здесь, другую там и ждали, что из каждой вырастет целое дерево,
с которого можно будет стряхивать плоды. Появлялись отдельные
кусты, цветы, водянистые плоды, остальное же погибало. Никому не
приходило в голову порыться в земле, поискать там настоящие
картофелины... Да, мы много вынесли и выстрадали, то есть не мы,
а наши предки, но ведь это все едино.
- Вот так история! - сказал молодой человек.
- Ну, хватит, пожалуй. Теперь посмотри на терновник!
- У нас тоже есть близкие родственники на родине картофеля, но
только севернее, - рассказывал терновник. - Туда явились
норманны из Норвегии, они направились на запад сквозь туманы и
бури в неведомую страну и там, за льдами и снегами, нашли травы
и зеленые луга, кусты с темно-синими винными ягодами - терновник.
Его ягоды созревали на морозе, как созреваем и мы. А та страна
получила название Винланд - "Винная страна", или Гренландия - "Зеленая
страна".
- В высшей степени романтическое повествование! - сказал молодой
человек.
- Да, а теперь поднимись на насыпь, что возле канавы, - сказала
старуха, - да погляди на дорогу, ты увидишь там людей.
- Вот так толпа! - сказал молодой человек. - Да тут историям
конца не будет. Шум, гам! У меня просто в глазах рябит. Я лучше
отойду назад.
- Нет, шагай вперед! - сказала старуха. - Шагай прямо в людскую
толчею, пусть твои глаза и уши будут открыты и сердце тоже,
тогда ты скоро что-нибудь да придумаешь. Только прежде чем идти,
давай-ка сюда мои очки и слуховой рожок!
И она отняла у него то и другое.
- Теперь я ровно ничего не вижу! - сказал молодой человек. - И
ничего не слышу.
- Ну, тогда не сделаться тебе к пасхе поэтом.
- А когда же?
- Ни к пасхе, ни к троице! Тебе никогда ничего не придумать!
- Так за что же мне взяться, если я хочу зарабатывать на поэзии?
- Ну, этого-то ты можешь добиться хоть к масленице! - сказала
старуха. - Трави поэтов! Рази их творения, это все равно что
разить их самих. Главное, не дрейфь! Бей сплеча и тогда
сколотишь деньжонок, чтобы прокормить себя и жену.
- Чего только не придумают! - сказал молодой человек и ну
колотить поэтов направо и налево, раз уж сам не мог заделаться
поэтом.
Все это нам поведала знахарка; кому же, как не ей, знать, чего
только не придумают.
|