Удивительно,
как хорошо разбираются во всем нынешние дети! Трудно сказать,
чего только они не знают! Старую сказку о том, как аист нашел их
в колодце или в мельничном пруду и принес папе с мамой, они и
слушать не хотят, а между тем сказка эта – истинная правда.
Вот только вопрос – откуда дети берутся в колодцах или в
мельничных прудах? Не всякий на это ответит, но кое-кому и это
известно. Если ты внимательно глядел на небо в звездную ночь, то,
конечно, видел множество падающих звезд. Кажется, будто звезды
скатываются с неба и исчезают. Самые ученые люди не могут
объяснить того, чего не понимают, но если знаешь, в чем дело,
объяснить нетрудно. Звезды падают с неба, как маленькие елочные
свечки, и гаснут; это искры божьи, что летят вниз, на землю. Как
только они попадают в наш густой, плотный воздух, сияние их
меркнет, и наши глаза перестают различать их, потому что они
нежнее и воздушнее самого воздуха. Теперь это уже не звезда, не
искра, а небесное дитя, маленький ангел без крыльев, которому
предстоит превратиться в человека. Тихо скользит он по воздуху,
ветер подхватывает его и опускает в чашечку цветка – то в ночную
фиалку, то в одуванчик, то в розу, а то в гвоздику. Там дитя
лежит и набирается сил. Оно такое легкое и воздушное, что муха
может унести его на своих крыльях, а пчела и подавно. И те и
другие так и вьются над цветком в поисках сладкого нектара. Если
воздушное дитя им и мешает, то столкнуть его на землю они все
равно не решаются, а переносят его на большие круглые листья
кувшинок и оставляют лежать на солнышке. Малыш потихоньку
сползает с листа в воду, дремлет там и все растет, растет, пока
не станет таким большим, что аист увидит его, выловит и принесет
людям, в какую-нибудь семью, где уже давно мечтают иметь такого
милого ребенка. Вот только будет он милым или нет, зависит от
воды. Хорошо, если вода в колодце, где он лежал, была чистая, но
бывает, что малютка наглотается тины и грязи, и тогда добра не
жди, Аист ведь хватает первого, кто попадет на глаза, не
разбирая. И разносит детей, куда придется: один может попасть в
хорошую семью, к безупречным родителям, другой – к людям грубым
и таким несчастным, что лучше бы аист вовсе не вытаскивал малыша
из пруда.
Дети больше не помнят, как они дремали под листом кувшинки, как
лягушки по вечерам пели им хором «Ква-ква-ква!», что по-нашему
означает: «Спите крепко, пусть вам приснятся хорошие сны!» Не
помнят дети и о цветке, в который упали с неба, не помнят даже
его запаха, и все-таки, когда они становятся взрослыми, что-то
заставляет их выбирать себе любимый цветок, как раз тот, где они
лежали, прилетев на землю.
Аист живет до глубокой старости, но не забывает о малышах,
которых приносил людям, он следит за ними, узнает, как им
живется. Правда, изменить их жизнь не в его власти, да и помочь
им он ничем не может – у него и со своими детьми забот хватает.
Но из головы его эти малыши не выходят.
Я знаком с одним старым, умудренным опытом аистом, очень
почтенным. Он наносил людям уже множество детей, о каждом из них
может рассказать целую историю, и в каждой будет немного тины и
грязи из мельничного пруда. Я попросил его рассказать хоть об
одном из этих младенцев, а он преподнес мне не одну, а целых три
истории, и все о семье Петерсенов.
Прекрасное это было семейство. Глава семьи был одним из тридцати
двух отцов города, а это большая честь. И самому ему как раз
исполнилось тридцать два. Тут-то и появился аист и принес
маленького Пейтера – так назвали мальчика. На следующий год аист
принес еще одного ребенка, ему дали имя Петер, а когда аист
прилетел с третьим, его нарекли Пером, потому что имена Пейтер,
Петер и Пер очень подходят к фамилии Петерсен.
Вот и стали расти три брата, три небесные искры. Каждый из них
вырос в своем цветке, каждый дремал под своим листом кувшинки в
мельничном пруду, пока аист не принес его в семью Петерсенов,
что живет на углу. Ну, да ты и сам прекрасно знаешь их дом.
Братья росли, умнели и мечтали сделаться кем-нибудь поважнее,
чем их отец.
Пейтер мечтал стать разбойником. Он посмотрел в театре «Фра-Дьяволо»
и решил, что разбойничье дело самое приятное на свете. Петер
хотел стать жестянщиком и целый день греметь железом: то-то
будет музыка! А Пер был примерный, тихий мальчик, пухлый и
румяный. Он, правда, грыз ногти, но это был его единственный
недостаток. Пер мечтал сделаться «как папа». Так они все
отвечали, когда их кто-нибудь спрашивал, кем они собираются
стать, когда вырастут.
Пошли они в школу. Один стал первым учеником, другой – последним,
а третий – середка на половинку. Но разве в отметках дело? Все
равно все трое были умными, прекрасными мальчиками – так по
крайней мере утверждали их весьма образованные родители.
Братья ходили на детские праздники, покуривали, когда никто не
видел, набирались ума-разума.
Пейтер с малолетства был упрям, как и подобает будущему
разбойнику. Он был ужасно непослушный, но мать говорила, что это
от глистов, которые его мучают. У всех непослушных детей глисты,
виной тому тина в желудке! Скоро мать испытала на своем новом
платье, до чего он строптив и непокорен.
– Не толкни стол, ягненочек! – сказала она. – Опрокинешь сливки
и посадишь пятно на мое новое платье.
Тут «ягненочек» спокойно поднял молочник и преспокойно вылил
сливки прямо матери на колени. Она только приговаривала:
– Ягненочек, милый, что с тобой? Опомнись!
Но ей пришлось признать, что у ребенка есть воля. А воля
свидетельствует о твердости характера, что очень приятно для
матери.
Пейтер вполне мог стать разбойником, но получилось не совсем так.
С виду-то он был настоящий разбойник: волосы длинные, лохматые,
шея голая, шляпа нахлобучена на самый нос. Так одеваются
художники, он и хотел стать художником, только дальше костюма
дело не пошло. Все, кого он рисовал, выходили похожими на мальву,
такие же длинные, тощие. Он и сам был в точности мальва. Понятно,
что он так любил этот цветок, сказал аист, ведь мальва была его
колыбелью.
Петера же нашли в цветке масличного дерева. Губы у него так и
блестели, как намасленные, желтая кожа лоснилась; казалось,
ущипни его за щеку, масло так и брызнет. Ему бы торговать маслом,
сам себе служил бы рекламой. Но в душе он как был, так и остался
жестянщиком: один из всего семейства Петерсенов он пошел по
музыкальной части.
– И слава богу, что один старается за всех, – говорили соседи.
За неделю он мог состряпать семнадцать полек, а из них слатать
оперу с лязгом и скрежетом. Опера получалась хоть куда!
Пер был белолиц и розовощек, ростом невелик и ничем не выделялся
– ведь его баюкала скромная ромашка. Если его били другие
мальчишки, он никогда не давал сдачи. Он говорил, что он самый
разумный, а разумные всегда уступают. Сначала он
коллекционировал грифели, потом почтовые штемпели, а потом
обзавелся уголком натуралиста, где хранился скелет корюшки, три
слепых крысенка в банке со спиртом и чучело крота. Пера влекло к
наукам, да и природу он чувствовал. А как это было приятно и ему
самому и его родителям! Пер охотнее ходил в лес, чем в школу,
предпочитал естественность строгому воспитанию. Его братья уже
были помолвлены, а он все еще мечтал только об одном, как бы
довести до совершенства свою коллекцию – он собирал яйца
водоплавающих птиц. Животных он знал гораздо лучше, чем людей, и
даже считал, что звери далеко опередили человека в самом святом
– в любви. Пер заметил, что пока соловьиха-мать сидит на яйцах,
соловей-отец всю ночь напролет поет для своей любимой подруги, и
какие трели выводит! Перу ни за что бы так не спеть, и пробовать
не стоит. А аисты? Когда аистиха с аистятами сидит в гнезде,
аист-отец всю ночь охраняет их, стоя на одной ноге. Да Перу так
и часу не простоять! А после того, как он однажды хорошенько
рассмотрел паутину, сплетенную пауком, он навсегда оставил мысли
о браке. Господин паук без устали трудится над своей паутиной,
ловит в нее беззаботных мух, молодых и старых, тощих и налитых
кровью. Он для того и живет, чтобы плести свои сети и
обеспечивать семейство пропитанием. А мадам паучиха живет только
для дорогого мужа. Она так любит супруга, что. пожирает его
живьем, с головой, сердцем и желудком, только длинные, тонкие
ноги остаются торчать в паутине, которую он плел на радость
своей семье. Вот вам правдивая история из жизни животных! Пер
понаблюдал все это и решил: «Вот это любовь! Как надо страстно
любить, чтобы проглотить собственного мужа со всеми потрохами!
Нет, люди так далеко не заходят, да и нужно ли это?»
И Пер дал себе слово никогда не жениться, никогда никого не
целовать и самому не получать поцелуев, ведь поцелуй – это
первый шаг к брачным узам. И все же одного поцелуя ему избежать
не удалось, он достается нам всем рано или поздно – долгий
поцелуй смерти. Поживет человек на земле, и смерть получает
приказ: «Поцелуй его!» – и человек погиб. С неба блеснет луч
света, да такой яркий, что у человека темнеет в глазах. И душа
человека, некогда звездочкой упавшая на землю, снова
устремляется вверх, на небо. Больше ей не качаться в чашечке
цветка, не дремать под листом кувшинки. Ее ждут дела поважней.
Она уносится в великую страну вечности. А какова эта страна, где
она и что в ней, никто не знает. Никто ее не видел, даже аист,
хоть у него глаза зоркие и он знает все на свете. Поэтому и о
Пере ему больше ничего не известно, а вот о Пейтере и Петере он
мог бы порассказать, но я о них вдоволь наслушался, да и ты,
наверно, тоже. И я вежливо поблагодарил аиста и сказал, что на
этот раз с меня хватит. А он за эту короткую историю, в которой
к тому же нет ничего особенного, требует с меня трех лягушек и
одного ужонка. Он, видите ли, принимает плату съестными
припасами. Ну как, ты согласен с ним расплатиться? Я – нет! У
меня нет ни ужей, ни лягушек.
|